Анатолий Громов. Как я изучаю английский и готовлюсь к IELTS

Анатолий Громов. Подготовка к IELTS Доброго дня всем интересующимся темой самостоятельной подготовки и сдачи IELTS.

Начать видимо нужно с того, что оценка IELTS является неким довольно объективным показателем знаний английского языка. Отсюда проистекает очевидная банальность – чем лучше знания языка, тем выше баллы. И никакие хитрости и ухищрения касательно технологии сдачи, равно как различных техник прохождения модулей не поднимут  баллы ЗНАЧИТЕЛЬНО, хотя конечно и являются полезным подспорьем. Есть только один метод, который реально работает – учить язык. В конце концов, мы же ведь собираемся жить, учиться и работать в англоговорящей среде, и на самом деле нам в первую очередь нужен именно язык, а уже потом справка, подтверждающая знание его. Т.е. наша задача – расслабиться и получать удовольствие от изучения языка, а IELTS как говориться, приложится. Таково, в общих чертах, мое видение вопроса.

Как я изучаю английский язык

Я изучаю English самостоятельно, немногим более двух лет, начав почти с абсолютного нуля. Почти, потому что у меня был Английский в школе, затем в Институте, но я никогда не воспринимал всё это сколько-нибудь серьезно, и в сухом остатке в результате этих всех так называемых изучений у меня было несколько десятков слов, числительные от 1 до 10 и фразы типа: меня зовут и я есть студент. Поэтому, когда возникла необходимость в языке, встало передо мной поле не паханное, бурьянами да будяками поросшее.

С чего начинать и куда бежать? Ну конечно же к профессионалам, с просьбой быстренько научить меня настоящему английскому. Профессионалы предложили заняться делом серьезно и проходить обучение по неувядающим учебникам Н.А.Бонк и ко (здесь я хотел бы что-бы читатели сделали поправку на мое геополитическое положение: Украина, глубинка).

Я не буду подробно описывать все мучения и страдания относительно зевотных и бесконечно тоскливых предложений типа «недавно здесь опять проходили эти три инженера» или «вчера доклад товарища Иванова был более интересным», не буду останавливаться на изучении правил чтения, как и не буду рассказывать о грамматических упражнениях из вышеуказанного источника, и еще в дополнение из сборника упражнений Голицинского.

Очень скоро, особенно после безуспешных попыток что-либо понять из англоТВ каналов (равно как и прочитать на англоязычных сайтах), я понял, что движусь куда-то не туда и надо что-то менять. Первый же запрос в интернете дал такое огромное количество ресурсов, что понадобилось приличное количество времени, чтобы хоть как-то разобраться со всем этим. В итоге, перепробовав многое, наибольшую пользу  мне принесли такие источники и ресурсы:

  • сайт «Английский без дураков», здесь много интересного, фонетика и грамматика в виде «Курса молодого бойца», своеобразные упражнения и задания, довольно много аудио контента к которому прилагаются и тексты на английском и русском и еще много чего. Но английский здесь – американский.
  • сайт LinguaLeo, здесь очень много бесплатного контента, например кинофильмы с полными английскими текстами, которые даются в отдельном окне (не субтитры), с возможностью мгновенного перевода, а также много полезных и не скучных упражнений. Моей жене очень нравиться заниматься на этом сайте.
  • телесериал «Экстра» на английском. Он не скучный, молодежный, веселый, хотя и учебный. Есть возможность включить либо выключить субтитры. Скачать можно бесплатно.
  • аудиокурс английского от А.Н.Драгункина. 6 частей примерно по часу каждая. Несмотря на своеобразный стиль и некий «свой» вариант грамматики, мне эта штука действительно очень помогла на первых порах, в том числе и поверить в свои силы, так как автор и сам скромностью не страдает и учит тому же других . Скачать можно бесплатно.
  • сборник аудиоуроков с Анной Филиповой «Так говорят в Америке». 104 урока, каждый примерно по 15 минут, от простого к сложному, повседневные ситуации, грамматика очень в меру. Хотя здесь и американский вариант английского, мне эти уроки оказали просто неоценимую помощь при сдаче модуля спикинг IELTS. Скачать можно бесплатно.
  • книга Эккерсли “Essential English”, хоть и тоже не очень свежая, но её преимущество в том, что она у меня есть, ну и намного более интересна, чем чисто академический Бонк. Там есть свои герои (студенты, изучающие английский, их преподаватель и их знакомые), идет определенное развитие сюжета, в конце каждого урока упражнения, приемлемые по объему и содержанию.
  • слушаю интернет радио: BBC-4 и CBC-1. BBC-4 – британское произношение, очень похожее на то, которое на IELTS, радио постановки, обсуждения, новости, разного рода интервью. CBC-1 – канадское радио, очень много разных акцентов, много интересных передач, радиоэссе, часто общение с народом по телефону, мое любимое радио (но для целей IELTS не совсем подходит из-за североамериканского произношения).
  • Мне очень помогает чтение по методу Ильи Франка. Язык оригинала не упрощается, но фрагменты чередуются – один и тот же фрагмент читаешь с подсказками и пояснениями идиом, оборотов, затем тот же фрагмент без подсказок. Если ты уже  продвинутый – можно читать в обратном порядке, а в подсказки подсматривать только при необходимости. Метод экономит время, так как не нужно отвлекаться от книги на заглядывание в словарь. Я нашел не мало таких книг, скачиваются бесплатно.
  • бесплатное онлайн общение с носителями либо просто с людьми неплохо знающими Инглишь. Метод поиска банален. Заводишь знакомство где-нибудь в соц.сети и начинаешь навязываться «а как насчет поговорить», некоторые соглашаются на разок другой. Но найти желающих трудновато, поэтому, к сожалению, общения мне откровенно не хватает.
  • письмо и грамматика – преподаватель, 1 раз в неделю, продолжаем идти по Бонку. Скучно, противно, но своя польза от этого безусловно тоже есть.

Вот самое основное, что было использовано и в большей или меньшей степени применяется мной и сейчас. Можно было в принципе ничего этого и не перечислять, а сказать просто: нужно как можно больше читать и слушать, и делать это каждый день так много, как возможно.

Как я готовился к IELTS (General module)

Здесь нужно сразу сказать две вещи. Первая, это то, что мне были нужны всего лишь пятерки по Listening и Speaking, по Writing допускалась четверка, а по Reading и вовсе три с половиной. Ну и вторая, что готовиться нужно было все-таки тщательнее. При подготовке я в основном пользовался продуктом фирмы Clarity, доступ к которому любезно предоставляется тестовым центром British Council в Украине, после оплаты стоимости экзамена.

Там достаточно много упражнений по всем четырем модулям, полезные советы от преподавателей, примеры реальных тестов по Reading (2шт) и Listening (2шт), записанные фрагменты интервью с кандидатами и разбор допущенных  ими ошибок, примеры заданий на Writing и соответствующие «Образцовые» ответы (2шт), также примеры и разбор ошибок писем и эссе реальных кандидатов. Всё это доступно еще семь дней после даты экзамена. За дополнительную плату (по моему что-то около 100 баксов) можно купить еще упражнений и примеров реальных тестов, но я не покупал. Собственно я до конца не использовал и то, что было предоставлено.

Баллы я получил следующие: Reading – 5.0, Listening – 4.5, Writing – 4.5, Speaking – 6.0 (average 5.0), что означает, что миссия провалилась (Listening – 4.5 а нужно 5.0). По остальным модулям оценки для моих целей проходные.

В целом на экзамене все прошло так, как я и ожидал, за исключением первой части (Listening), где к моей недоподготовленности прибавилась еще и просто ужасная акустика с сильным эхом, что было обусловлено очень длинной и пустой аудиторией. Звук был похож на то, как объявляют поезда на вокзале. Я плохо разбирал даже несложную речь преподавателя, а когда начался сам модуль, то вообще фактически выпал в осадок. Если честно, я не уверен, что смог-бы в таких условиях расслышать всё даже по-русски.

Какие выводы я сделал из полученного опыта

Reading. Много я читал, да не то, что надо. Лексика в экзаменационных материалах своеобразная, поэтому нужно читать не художественную литературу, а что-то по околокультурным и околонаучным темам. За месяц до теста я это понял, но времени кардинально исправить ситуацию не хватило. В настоящее время я работаю над этим.

Listening. Много я слушал, да не то, что надо. Логично сделав упор на североамериканский английский (так как там мой пункт назначения), я много слушал CBC-1 и совсем не учел, что на экзамене будет звучать британский вариант, а это согласитесь, не совсем одно и тоже для восприятия. В настоящее время я работаю над этим, т.е. вместо CBC-1 слушаю BBC-4. Здесь также стоит упомянуть, что тематика модуля  довольно своеобразная. То студенты говорят о лабораторных, то лекция о кинематографе, то об отношении людей к времени (до которой я и на русском не знал что такое гедонизм). Где такие записи откапывать – ума не приложу.

Writing. Думал, будет лучше. Мало писал я, нужно было гораздо больше. Нужно также больше знать  академической лексики, что бы было чем красиво подать свои мысли. Меня не очень порадовало 4,5 по письму. Жалко, что не дают посмотреть свои ошибки. Наверняка и в спеллинге я наошибался прилично. Но, в настоящее время я работаю над этим.

Speaking. Думал будет хуже. Считаю свою 6-ку даже некоторым авансом. Всё таки доля везения там присутствовала: добрый дядя нейтив, я был у него первым, не сложная вторая часть (вы что-то купили, оно сломалось, ваши действия), вытекшая из неё несложная 3-я (люди покупают в интернете, ваше мнение, молодые люди в вашем городе что покупают и т.д). Так что расслабляться не стоит.

Ну и в завершении хочу сказать следующее. Подготовиться к IELTS самостоятельно вполне можно, равно как и выучить сам язык. Ведь будь ты на самых пре самых лучших и дорогих курсах, учить будешь все равно ты, сам. Как сказал широко известный канадский лингвист-самоучка Стив Кауфманн «Teacher can teach but only Learner can learn». Надеюсь, что возможно кто-нибудь найдет для себя что-нибудь полезное в этой статье, и желаю всем успешной сдачи IELTS.