Сдача первого экзамена IELTS (2009 год)

IELTS application form

Вот и наступил этот великий день!

Когда-то до экзамена было очень далеко - несколько месяцев. Потом осталось три недели. Потом одна. Совсем недавно в запасе было целых три дня. Потом два. Однако, рано или поздно наступает момент тяжких испытаний.

Для меня он настал 14 апреля 2009 года. Именно тогда в Нижнем Новгороде (где и происходили все нижеописанные события) состоялся этот экзамен. На карту было поставлено очень многое и от того, насколько успешно я выступлю в этот день, зависит если не вся будущая жизнь, то уж точно изрядный ее отрезок.

В прошлом остались усилия по самостоятельному изучению английского , подготовка к сдаче IELTS . Наступил момент истины!

Я собираюсь описать в подробностях все, что происходило в этот день. Для тех, кто сам собирается сдавать IELTS, будет интересна каждая деталь, наблюдения, советы, которыми я готов поделиться.

Итак: 14 апреля 2009 год. Этому дню предшествовала регистрация на экзамен, оплата участия (10000 р.), заполнение анкеты на английском языке - да-да! детское время вышло. Если уж пришли на IELTS, извольте показать на что способны. Найдите в интернет пример IELTS Application form и обязательно потренируйтесь заполнять ее. .

14 апреля 8:00 мы (с супругой, она приехала за меня поболеть) прибыли в означенное место. Вообще, экзамен начинается в 9:30, но с 8:30 начинается регистрация. Те кто опоздал и не прошел регистрацию до экзамена не допускаются. Мы решили не рисковать, ведь по дороге всякое может случиться. Обидно будет из-за какой-то пробки на дороге не попасть на этот праздник, к которому так долго готовился. Кроме того, терпеть не могу когда кто-то опаздывает, а потом с выпученными глазами начинает качать права из-за того, что все без него началось.

Мы были не первые, некоторые кандидаты пробудились в этот день еще раньше, а может и вовсе не ложились спать. Все бродили по коридору учебного центра в молчаливом ожидании чего-то зловещего и неизбежного. Кстати, поскольку кандидатов на сдачу IELTS было около 40 человек, экзамен проводился не в том учебном центре, где мы учились, а в арендованном помещении - тоже учебном центре.

На двух дверях в коридоре висели грозные таблички: "Соблюдайте тишину, идет экзамен" и другая, менее грозная "Регистрация". Выбрав меньшее из зол, мы попали в обычный учебный класс, где меня проверили на наличие паспорта, второго документа (я предъявил водительское удостоверение), внесли в список, сказали, что все личные вещи можно будет оставить здесь и отпустили бродить по коридору.

IELTS Listening Answer Sheet,  IELTS Reading Answer SheetМежду тем, народ все прибывал. В коридоре становилось тесно и шумно, поэтому мы спустились на этаж ниже, там было потише и... надо бы поговорить, вжиться в английскую атмосферу. Так нет же. Начали тупо разглядывать плакаты по гражданской обороне. Я их помню со школьных времен. Тогда они были в точности такие же. Подумалось, что школьные экзамены по сравнению с IELTS это какая-то добрая шутка.

Ровно в девять часов мы были приглашены в учебную аудиторию, где предстояло сдавать письменные модули. Класс был очень длинный (примерно 60 метров в длину). На каждом столе лежит карточка с фотографией и фамилией. Благо один из экзаменаторов - тетенька азиатской внешности, которая при входе проверяла документы, указывала в какой стороне искать свое место. К своему неудовольствию я обнаружил, что мое место на самой дальней парте. Не очень здорово. Кроме того, за каждым столом сидит по одному человеку, так что о возможности списать нечего было и думать.

Когда все расселись, выяснилось, что два человека на экзамен не явились или опоздали ("эти русские всегда опаздывают"). На освободившиеся места тут же нашлись желающие. Так что двоим кандидатам с задних рядов здорово повезло. Жаль, что это был не я ("эти русские всегда так долго раскачиваются"). Экзаменатор представился и начал рассказывать правила сдачи экзамена. Причем говорил он на английском языке, но я бы сказал, что это был достаточно простой английский без косвенной речи, деепричастных оборотов и других всевозможных предикативных форм. Я без труда понял все, о чем говорилось. Может быть это произошло отчасти потoму, что правила в принципе были мне известны.

Потом началось заполнение форм IELTS Listening Answer Sheet и IELTS Reading Answer Sheet. Экзаменатор разжевывал на английском языке как это делать, но понимали его не все. Вторая тетенька-экзаменатор ходила и показывала пальцем что где надо написать или заштриховать. Я справился с этой задачей достаточно быстро и не потому, что такой умный, а потому, что дал себе труд заранее дома распечатать эти формы, рассмотреть их как следует и разобраться что куда писать. Там нет ничего сложного, но лучше потренироваться.

На столе у каждого кандидата - карточка участника, два простых карандаша, ластик и ручка. Больше ничего. И ничего с собой брать нельзя. Ни телефонов, ни карманных компьютеров, ни переводчиков - это момент истины! Вот уже экзаменатор вскрыл конверты из Кембриджа, вот они составляют акт о вскрытии конвертов. Все затихли в ожидании. Сейчас каждый покажет на что он действительно способен.


Первый модуль Listening

Сначала включили магнитофон чтобы выставить правильный уровень громкости. С задних рядов раздались крики "Громче, не слышно". Включили громче... Проблема была в том, что магнитофончик маленький, два динамика диаметром меньше компакт-диска. Включишь тихо, звук хороший, но не слышно. Включишь громко - корпус начинает зудеть и дребезжать. Потом мне объяснили, что сделано это специально - в жизни никогда не будет идеальных условий. В общем, когда отрегулировали громкость, я понял, что пару-тройку баллов я точно не доберу. Ладно, идем дальше.

Раздали буклеты с вопросами. Раздалась строгая команда "Don't open booklets!!!". Все испуганно положили буклеты на стол. Когда все были оделены вопросниками, магнитофон был запущен и экзамен начался.

Все таки тренировка - великая вещь! Когда дядька в магнитофоне начал свою обычную "молитву", то есть рассказ о том, что собственно происходит из каких частей состоит и что нам надо делать, я немного расслабился и успокоился. Дело в том, что все это я слышал очень много раз и некоторые фразы даже помнил дословно. Представляю себя, пришедшего на экзамен без подготовки. Нет, я конечно же понял бы, что там говорят, но израсходовал бы энергию, столь необходимую для понимания самого тестового материала.

Однако, вот и сам материал.

Секция 1. Разговор двух студентов о размещении в общежитии и местоположении административного здания на территории кампуса. Даны 8 вопросов типа "вопрос - 4 варианта ответов". Потом картинка с изображением карты студенческого городка и надо из объяснений одного студента другому уяснить, где библиотека, а где администрация. Первый десять вопросов обычно самые простые и пройдя эту секцию можно вполне иметь в активе 10 правильных ответов. Главное - не зевать. Ответы вписываем прямо в буклет. Он - часть материала по которому вас оценивают. При возникновении спорных моментов могут и в него заглянуть. Так что лучше там чертиков, цветочки, бантики и стрелки не рисовать :)

"This is the end of section one. You have a half of minute to check your answers" - сказал диктор. Полминуты на то, чтобы проверить, все ли слова правильно написаны, потому, что когда пишешь во время прослушивания, там некогда выводить каждую букву - главное, не пропустить следующий ответ. Проверьте все обязательно! Каждая неправильная буква - ошибка!

Секция два. Еще один диалог и еще одна карта. Художественная студия, расположена за городом и состоит из множества строений. Тут и видеозал, и съемочные павильоны, и общежитие и столовая... На карте ничего не подписано кроме входа и названия дорог. Вот слушай и помечай в выносках на карте название зданий. Потом еще три вопроса с достаточно длинными текстовыми строками - вариантами ответа. Надо быстро прочитать ответы и, прослушивая, обводить кружком правильный вариант.

"This is the end of section two. You have a half of minute to check your answers". Опять проверяем то, что написали. Кстати, очень полезное занятие - нашел у себя ошибочку, неправильно написал одно слово.

Третья секция - беседа с экскурсоводом по достопримечательностям национального парка. 10 вопросов по четыре варианта ответов в каждом. Не люблю такие задачи - надо быстро прочитывать вопросы и, слушая, обводить кружками правильные ответы. Проблема в том, что текста много и в памяти всего не удержишь. Здесь скорее всего я наделал ошибок. Еще одна проблема - уловить момент, когда диктор переходит к следующему вопросу. Один из кандидатов потом сокрушался, что сидел и ждал ответа на первый вопрос пока не кончилась вся секция. То есть ты сидишь и ждешь ответа в речи диктора, а он уже давно был. А ты этого не заметил и не только не ответил на первый вопрос секции, но и на все остальные. Запросто можно потерять 10 баллов.

В четвертой секции просто повезло. Два человека рассуждали как сдают экзамены по иностранному языку. Опять диалог (это лучше, чем монолог). Ответы вписываются в таблицу. Обычно в четвертой секции бывает фрагмент лекции по какой-то теме. Лектор говорит быстро и достаточно сложно следить за его речью и еще успевать вписывать правильные ответы.

После окончания 4 секции дается 10 минут для переноса Ваших ответов в IELTS Listening Answer Sheet. Его образец Вы можете найти в скачанных материалах для подготовки к IELTS. 10 минут, кажется много, но я еле управился, поскольку еще раз вспоминал вопросы, пытался скорректировать ответы.

Отобрали буклеты. Думал, выпустят погулять, но не тут-то было:

Второй модуль Reading

Сразу после Listening раздали следущие буклеты. Приказали пока не открывать. Сидим, ждем. Экзаменатор рассказывает, как читать и как отвечать на вопросы. По команде открываем буклеты. Ну что же! Ничего нового. Точно такие же тексты я видел в учебных материалах. Имеется в виду, конечно, не те же самые тексты, а такого же типа.

Поехали читать! Засиживаться некогда - времени всего один час, а текстов пять (это General, в Academic три больших трудных текста, в General 5 текстов попроще). Тексты не сложные. Сначала даже прочитывал еще раз, выискивая, где же подвох: ну не может быть все так просто! Чем дальше, тем сложнее. Начались ловушки, о которых предупреждали на курсах.

Первая ловушка: варианты ответов true, если утверждение верное, false, если неверное и Not given - если об этом утверждении в тексте ничего нет. Иногда вместо этих слов предлагаются Yes, No, Not given. Как раз так и было - в одном тексте первый вариант, в другом - второй. Если перепутаешь - не засчитают правильный ответ.

Вторая ловушка: есть такие мерзкие словечки, которые вы можете не знать, но которые меняют смысл утверждения на противоположный. Например: слово scarcely. Вот фраза: I scarcely know what to say. Если не знать этого мерзкого словечка, то фраза получается совсем другая. Так что словарный запас все таки должен быть на уровне.

Я прочитал все за 45 минут, однако перепутал в одном тексте варианты ответов вместо Yes, No, Not given наставил T, F, NG. В результате завалил целый текст, отсюда и не очень высокий результат по ридингу. После прочтения текста надо еще перенести все свои ответы в IELTS Reading Answer Sheet (его пример Вы найдете в материалах для подготовки к IELTS ).

Собрали буклеты. Выходить из аудитории нельзя - сейчас будет следующий модуль:

Третий модуль Writing

Этот модуль для меня был самым простым. И темы попались - можно считать повезло:

- тема первая: написать письмо своим друзьям, в котором сообщить, что Вы переехали на новое место жительства, описать это место жительства, пояснить, почему Вы туда переехали и пригласить своих друзей в гости.

- тема вторая: Написать эссе на тему "Как здорово уметь говорить публично". Точной формулировки не помню, но были три-четыре вопроса, на которые в эссе надо было ответить обязательно. Тоже ничего темка. Однако я попался в ловушку, о которой предупреждали на занятиях. Банально не хватило времени. Не потому, что я тугодум какой-то, а просто от того, что сначала все написал на черновик. За первые пол-часа я написал все, что требовалось. Потом какое-то время проверял и вносил коррективы. Потом начал переписывать...

Казалось бы - чего проще переписать 400 слов с одной бумажки на другую. Однако времени не хватило и я не успел дописать заключение в эссе. А это очень серьезный недостаток, за который режут баллы. Вот так я и не набрал высокого балла, хотя считаю, что написал вполне прилично (для 11 месяцев изучения английского).

Прямо из под рук вытащили недописанное эссе и уволокли куда-то. Увещевания на смеси русского, английского и языка жестов не помогли.

После этого был большой перерыв. Дело в том, что следующий модуль - Speaking - индивидуальный. Один на один с экзаменатором. Я ожидал, что образуется живая очередь, но организовано все было очень хорошо. У каждого было свое время, к которому прибыть, поэтому удалось поехать перекусить и отдохнуть немного после первых трех модулей.


>>> Статья: Золотая формула удачного эссе (читать всем!)

Четвертый и последний модуль - Speaking

Захожу в аудиторию. Сидит экзаменатор. По всему его виду понятно, что все это ему смертельно надоело. 40 человек надо выслушать, да до этого еще три модуля провести, а перед этим всю ночь в поезде трястись. Это кто же выдержит? Хочется сказать какую-то шутку, подбодрить человека, но... решил не рисковать.

Начинается знакомство, простейшие вопросы о доме, семье, домашних питомцах. Вопрос, какая комната в квартире Вам нравится больше и почему? Чего-то пролепетал :)

Потом затронули тему спорта и подрастающего поколения. Какие достоинства и недостатки имеет спорт в жизни молодежи. Ну тут я тоже не растерялся: "Согласно, мол, последним исследованиям ученых, физический тонус подрастающего поколения стал совсем никуда не годным. Это все из-за компьютеров. А вообще есть плюсы и минусы в каждом варианте - если играешь в футбол на улице будешь здоровым, но можешь сломать ногу. Если будешь сидеть за компьютером, вырастешь хилым, но, возможно, умным ..."

Минутки через 2 страстного монолога мне был выдан "топик". Опять же - мечта: какой учебный курс Вы желали бы посетить если бы имели такую возможность". А я же сам преподаватель - начал отвечать без подготовки. Рассказал про один из своих учебных курсов как будто хотел бы его пройти. Рассказал структуру курса, для кого он предназначен, что человек будет уметь на выходе. Остановился, смотрю, слушает. Ну я дальше пошел, начал подробно расписывать какие перспективы я смогу иметь, прослушав этот курс, какие деньги можно зарабатывать, применяя знания, какие проекты можно было бы осуществить... Прервал. Наверно понял, что я в теме, о которой могу лепетать часами, включая все больше технических подробностей.

Потом пошел разговор и том, какими качествами должен обладать настоящий преподаватель. Ну это тоже не сложно. Вспомнил, как мы ходили записываться на курсы по английскому, на этом антипримере построил модель идеального преподавателя. В общем разговор склеился.

Интересный был разговор: он слушает и улыбается, я тоже говорю и улыбаюсь, так достаточно доброжелательно и побеседовали. Потом попрощались и я пошел за дверь.

Ну, конечно я не говорил идеально, разумеется, налепил ошибок, не без этого. Но главное там - не замолчать: Вы можете цитировать Шекспира, рассуждать о выращивании помидоров или продаже канареек... Все, что угодно, только не молчать и желательно хотя бы слегка придерживаться темы.

Вышел, меня спрашивают, вроде, ну как там? Какие вопросы были? А я стою и ни одного вспомнить не могу. Хотите верьте, хотите нет. Не помню я какие вопросы были. Я их потом вспомнил, а в ту минуту как память отшибло.

Вот на этой оптимистичной ноте позвольте закончить описание экзамена. Есть несколько советов из личного опыта, но это чуть позже. Дайте передохнуть :)

C уважением и пожеланием успеха, Дмитрий Кашканов