Пожиратели времени на IELTS Reading. Как научиться читать быстрее

Советы по подготовке к IELTS ReadingНаверное многие согласятся со мной, если я напишу, что модуль Reading экзамена IELTS - самый простой из всех. Однако, предвидя бурю гневных возражений от тех посетителей, кто читает еще не очень уверенно, я решил подготовить несколько простых советов для тех, кто хочет ускорить процесс чтения и понимания текста, который вы найдете в буклете на экзамене. Возможно, что-то из этого я уже упоминал ранее, что-то будет совсем новое. Одними словом, давайте сделаем ревизию возможностей ускорить чтение на модуле Reading.

Для того, чтобы проще было бороться с пожирателями времени, нам желательно сначала просто назвать их по имени. Главными врагами кандидата на модуле ридинг являются:

  1. постоянное перелистывание страницы, если текст и вопросы к нему находится на разных сторонах,
  2. разбегание глаз по большому масcиву текста,
  3. поиск того места, где закончили читать до перелистывания,
  4. попытка сначала прочитать текст, а уж потом отвечать на вопросы к нему,
  5. откладывание на потом перенос ответов в бланк,
  6. ошибки при переписывании ответов,
  7. изменение порядка чтения текстов (сначала последний, а потом остальные).

Пока этого хватит. Давайте попробуем посмотреть на то, как справиться с этими хронофагами (пожирателями времени) на ридинге. Однако, сначала я предлагаю вам воздать хвалу Господу за то, что на экзамене в отличие от подготовки к нему мы работаем практически в идеальных условиях.

Мы сидим в тихом месте. Не смотря на то, что в классе полно народу, здесь стоит та самая напряженная тишина, которая очень способствует рождению великих результатов. Лишь редкие всхлипывания, истерические перелистывания страниц и негромкая (про себя) ругань кандидатов нарушает этот вселенский покой :). Дома же совершенно невозможно готовиться. То телефон зазвонит, то электронная почта придет, то, извините за подробность, кот нагадил и надо идти смыть за ним, то кастрюлю выключить, то какая-то сволочь начнет сверлить стены и т.д.

Кроме того, на экзамене нам дают буклет, в котором четко и ясно отпечатаны тексты типографским способом. Дома же при подготовке к IELTS приходится читать черт знает чего, мелкий расплывчатый шрифт, иногда при свете настольной лампы...

Так что, слава Богу, на экзамене у нас есть все условия, чтобы проявить себя по максимуму.

Теперь, давайте расправимся с нашими врагами-хронофагами и дело будет практически в шляпе.

Что мешает нам читать быстрее

Перелистывание страницы

Тут ничего не сделаешь, правда, в последнее время я замечаю, что составители буклетов, как правило, размещают текст и вопросы на развороте буклета, то есть - на левой страничке текст, на правой - вопросы к нему. Только в последнем тексте (я говорю о модуле General) действительно приходится постоянно листать страницы. Тут уж ничего не поделаешь. Есть, правда, одна спасительная мысль. Что если вырвать последнюю страницу с вопросами и положить ее рядом с текстом? Надо будет задать такой вопрос на следующем экзамене. Если вы знаете ответ, поделитесь.

Поиск нужного места в тексте

Само по себе перелистывание еще не так страшно. Гораздо хуже то, что каждый раз возвращаясь к тексту, мы начинаем судорожно искать то место, где остановились. Если тексты содержат крупные абзацы, то поиск иногда настолько затягивается, что суммарно дает одну-три минуты потерянного времени. Я нашел способ, как можно избежать этой потери и одновременно не скатываться глазами на соседние строчки в тексте.

Когда я читаю текст, я черчу карандашом линию под строкой, которую читаю. Когда останавливаюсь, чтобы еще раз уточнить вопрос, линия тоже "останавливается" :). В этом случае можно очень быстро возобновить процесс чтения именно с нужного места.

Попытка сначала полностью прочитать текст, а потом отвечать на вопросы

Некоторые неопытные кандидаты задают такой вопрос перед экзаменом. А сколько народу не задает, а именно так и делает потому что "опытный репетитор" так научил. В результате получается двойная работа. Сначала прочитали текст, а потом приходится снова читать, поскольку вы уже не помните, что было в начале и на вопросы, соответственно, ответить не можете.

Есть две тактики чтения: сначала прочитать первый параграф, потом пробежаться по вопросам - возможно, вы сразу дадите ответ. Возможно, увидите какую-то зацепку и быстро найдете ответ в прочитанном параграфе.

Другой вариант, сначала прочитать вопросы к тексту, а потом, читая текст, пытаться дать ответы. Самое интересное, что ни одна тактика не может быть названа лучшей. Для некоторых текстов и типов вопросов хорош первый вариант, для других - второй.

Откладывание на потом перенос ответов в бланк

Экзаменаторы и инвигиляторы советуют так и сделать. Сначала 50 минут читаем все тексты, а в оставшиеся 10 минут переносим ответы в бланк. Wrong! Это хорошо работает, если у вас действительно ОСТАЛОСЬ 10 минут. А если тексты очень сложные, вы пытаетесь судорожно постичь их, а вам еще ответы переносить! Ужас!

Я обычно делаю так: прочитал первый текст - сразу переношу ответы в бланк. Так после первого текста у меня в бланке уже есть 7-8 ответов, после второго - 15-17, после третьего - 25-28 и т.д. Один вид наполовину заполненного бланка действует на меня умиротворяюще. Я знаю, что могу спокойно читать дальше - все предыдущее уже запротоколировано. Когда я читаю последний текст, я уже не срываюсь на истеричное метание по абзацам и вопросам - я знаю, что времени осталось достаточно.

Если вы прочитаете раньше - здорово. Попробуйте вернуться к проблемным вопросам и проверить себя. Нет ничего проще исправить ответ в бланке, чем отдать его наполовину не заполненным по причине банальной нехватки времени.

Попробуйте поступать так же, вдруг вам это поможет.

Ошибки при переписывании ответов

Это страшно, когда вы нашли правильный ответ в тексте, но неправильно написали его в буклете, а потом так же неправильно переписали в бланк ответов. Ведь вы сами понимаете, что всего одна лишняя ошибка может погубить весь ваш результат!

Зачем выписывать ответ из текста в буклет, а потом переписывать его из буклета в бланк? Мне кажется, это избыточное звено! Мало того, что оно пожирает наше время, можно вдобавок сделать ошибки, которые будут перенесены в буклет. Не проще ли сразу переписывать ответы из текста в буклет?

Разумеется, это касается только тех вопросов, в которых надо искать в тексте ответы и вписывать их в предложения.

Что мы делаем? Мы ищем ответ, находим его и обводим рамкой нужное слово (слова), на полях ставим номер вопроса, к которому подходит этот ответ. Сам вопрос или просто зачеркиваем или ставим против него знак вопроса, если не уверены в ответе и надо вернуться сюда еще раз, если останется время.

Эта техника может показаться вам спорной, а я и не утверждаю, что именно так надо делать всем. Просто используя ее я экономлю время на переписывании ответа в буклет, а при переносе в бланк переписываю слова прямо из текста, что исключает ошибку типа "испорченный телефон". Попробуйте, вдруг вам тоже понравится и вы тоже будете экономить некоторое время и писать ответы правильно.

Изменение порядка чтения текстов

Наверное вы тоже слышали такую идею. Поскольку самый последний текст (модуль General) самый сложный, не правильнее ли будет начать сразу с него, а потом напоследок разделаться с первыми относительно простыми текстами.

На самом деле я не считаю этот вариант хорошим. По мне так лучше сразу расправиться с мелюзгой - первыми текстами, а уж потом начать биться с Голиафом :). К тому же, как мне кажется, первые простые тексты несколько "разогревают" наш мозг, "разгоняют" наше сознание. Они, с моей точки зрения, разминка перед самым трудным последним текстом.

Вообразите, что может случиться со штангистом, который принялся поднимать тяжеленную штангу предварительно не размявшись? Вот и мы с вами сначала должны немного размяться, управиться минут за двадцать - двадцать пять с первыми текстами и потом, как говориться, "предаться наслаждению" схватки с главным противником. В этот момент очень важно не думать ни о чем другом. Сами посудите, просто ли это будет, если текст трудный, на него потрачено уже 30 минут, конца еще не видно, а потом вдобавок надо будет маленькие тексты читать, да еще, не дай Бог, все ответы в бланк переносить! Неудивительно, что некоторые считают модуль IELTS Reading сложным.

Не сложный он, надо только знать, с какой стороны подступиться и все будет просто замечательно!