Советы по подготовке к IELTS Writing

как подготовиться к IELTS Writing самостоятельно? советы. Факты. КомментарииСамостоятельная подготовка к IELTS возможна, это доказанный практикой факт. Уж не знаю, удастся ли получить девятки по всем модулям, но до восьмерок вполне можно дотянуться, не посещая занудные курсы и не платя репетиторам (которые сами IELTS не сдавали, но очень "громко" к нему готовят). Однако, у кандидата вполне может возникнуть вопрос: "Ну хорошо! Reading, Speaking и Listening действительно можно освоить самостоятельно. А как быть с Writing? Кто будет проверять наши эссе?". Беру на себя смелость утверждать, что и Writing тоже вполне можно подтянуть самостоятельно. Вот как это можно сделать...

Помимо фактов, изложенных мной в предыдущей статье, есть еще целая череда советов, рекомендаций, наблюдений и исследований. Некоторые я обнаружил сам, но большинство вычитал из разных источников в разное время. Я не очень-то люблю заниматься переписыванием чужих мыслей, однако, все же хотел бы собрать здесь все известные мне полезности, которые помогут подготовиться и сдать IELTS Writing.

Обращаю внимание, что в данной статье речь пойдет исключительно о написании эссе. Таблицы, диаграммы, письма здесь не рассматриваются. До них очередь еще дойдет.

1. Чем больше слов в эссе, тем лучше

Я уже неоднократно упоминал этот совет, который был выведен на основании анализа многочисленных написанных и оцененных эссе. Оказалось, что большинство людей, которые получили довольно высокие баллы за модуль Writing, не ограничились минимумом в 250 слов, а написали 350-450 слов.

2. Чем длиннее слова и предложения, тем лучше

Здесь речь идет уже о том, что вместо коротких общеупотребительных слов лучше использовать их более длинные и витиеватые синонимы. То же самое исследование, о котором я писал в предыдущем абзаце, показало, что кандидаты, получившие хороший результат, использовали слова, состоящие из большего количества букв.  Пример: noticable на conspicuous - выигрыш 2 буквы, to destroy заменить на to obliterate  - выигрыш 3 буквы, a pollution заменить на a contamination - выигрыш 4 буквы, и т.д.

Правда, здесь имеется одно "НО". Вполне можно нарваться на ситуацию, когда более длинное слово является редко используемым, менее подходит по смыслу, чем короткое, хотя они и являются синонимами. Как быть? Ответ очень прост: читайте больше. Выискивайте интересные длинные слова, выписывайте их вместе с фразами, будьте готовы применить их уместно, заменяя обычные короткие привычные слова на более выигрышные длинные.

3. Структура эссе очень важна!

Я уже неоднократно писал о том, что эссе - это не просто набор фраз, внезапно пришедших в голову и набросанных хаотично на лист ответов. Любое эссе на IELTS Writing должно быть выстроено в соответствии с четкой структурой. Обязательными частями эссе являются вступление, основная часть и заключение.

Основная часть в свою очередь подразделяется на несколько отдельных фрагментов, в каждом из которых рассматривается, например, какая-то конкретная точка зрения на проблему. Предложения в каждом параграфе тоже выстраиваются в определенном порядке. Подробнее обо всем этом можно почитать в моей статье Подготовка к IELTS Writing. Пример эссе. Разбор ошибок .

Если вы отступите от общей структуры и просто напишите свои мысли одним большим текстом, вам снизят балл.

4. Разбивайте текст на абзацы

Посмотрите на то, как написан текст, который вы сейчас читаете. Есть подзаголовки, которые разграничивают разные мысли. Есть абзацы. Именно они делают чтение более комфортным.

Если написать весь текст одним сплошным массивом, то читать его будет так же неудобно, как есть одну макаронину длиной 6 метров, аккуратно уложенную в вашу тарелку в столовой. Вроде бы обычная по размеру порция, но пока вы доедите ее до конца, язык и челюсти устанут так же, как будто вы пережевывали целый лоток черствых батонов.

Текст, разделенный на абзацы, кажется более структурированным, читатель может проглатывать каждую вашу мысль отдельно, а не давиться целым огромным куском. Пожалейте экзаменаторов, они все таки тоже люди :)

Самое главное, используя абзацы можно четче обозначить главные идеи эссе, сделать их более заметными, четче обозначить структуру.

5. Каждой идее равные права

Когда вы работаете с основной частью эссе, скорее всего вы имеете дело с неким противопоставлением, рассмотрением вариантов, различных мнений о какой-то проблеме.

Надо постараться представить каждую точку зрения примерно одинаковым объемом текста. Если вы одну мысль распишите восемью предложениями, а про вторую напишите одно-два, это будет считаться недочетом. Оно вам нужно?

6. Слова связки. Не увлекайтесь!

Наверное вы уже знаете, что при написании эссе желательно использовать связки. Они позволяют более плавно переходить от одной мысли к другой и делают их течение более плавным.

Однако, здесь в очередной раз срабатывает правило "все хорошо в меру". В одной книге, которую, кстати, писали экзаменаторы, белым по синему было написано: "Связки очень важны, однако НЕ НАЧИНАЙТЕ С НИХ КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ".

Думаю, комментарии здесь излишни.

7. Не списывайте!

можно ли списать на IELTSДовольно странный совет, учитывая, что на IELTS нельзя приносить какие-то шпаргалки и сдирать с них во время письменной части. Однако, я написал это не просто так. Некоторые кандидаты не находят ничего более удачного, как полностью (или частично) переписать топик во вступлении или какой-либо другой части эссе.

В принципе, это не является ошибкой в чистом виде. Просто слова, передранные из топика, не идут в зачет общего количества слов вашего повествования. Так что, увлекаясь дословным переписыванием топиков, вы рискуете не добрать длину эссе и здорово проиграете в баллах.

8. Если в инструкции два задания...

Проще пояснять данный совет на примере:

Топик: Сегодня у людей появляется все больше и больше мобильных устройств, разнообразных гаджетов, которые могут здорово упростить жизнь.
Насколько вы согласны или не согласны с этим утверждением?
Почему, вы считаете, некоторые люди игнориоруют эти нововведения?

Как видите, здесь имеется конататация факта и два вопроса. Если вы сосредоточитесь на одном и совсет не осветите второй, вы не получите более 5 баллов. Если вы, освещая один вопрос, уделите ему внимание больше, чем другому, вы тоже потеряете баллы.

9. Нерелевантные главные идеи

Если отбросить всю научную шелуху, то релевантность означает - соответствие полученного ожидаемому. Пример: вы ищите в яндексе информацию про IELTS и находите много сайтов о самом экзамене, подготовке к нему, сдаче и т.д. Но вдруг в списке найденных сайтов вы видите сайт, посвященный какой-нибудь рок-группе, которая по странному стечению обстоятельств тоже называется IELTS. Вы не ожидали увидеть этот сайт в списке. Этот сайт нерелевантен. Остальные, где рассказывается о самом экзамене, релевантны.

Главные идеи, которые вы используете при написании эссе, тоже могут быть релевантны и нерелевантны. Например, вы пишите эссе на тему "как конкретный человек может способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды". Вы напишите один параграф о типах загрязнения, второй о мерах, предпринимаемых правительством для уменьшения загрязнения, в третьем - об опасности радиоактивных отходов. В принципе, все эти идеи действительно будут о загрязнении. Однако, они будут нерелевантны, то есть, экзаменатор ожидал узнать от вас одно, а вы ему пишите то, что он совершенно не ожидал, хоть ваша информация вроде бы и по теме.

Не знаю, насколько мне удалось объяснить вам понятие релевантности главных идей эссе, но я старался как мог. Если не поняли, почитайте где-то еще, иначе за такую ошибку получите не более 5.0.

10. Главные и суппортинг-идеи

В прошлой статье я оперировал термином "поддерживающая идея". Если честно, такой термин мне самому не нравился, но, что поделаешь, если она так и называется - supporting idea. Можно я буду называть их суппортинг-идеями? Так как-то проще.

Так вот насчет этих самых идей. В каждом параграфе вашего эссе должна быть главная идея, что-то вроде заголовка самого параграфа. Остальные идеи, которые вы напишите в параграфе, будут служить поясняющими, уточняющими, поддерживающими основную.

Давайте рассмотрим такой пример:

Современные коммуникационные технологии позволяют повысить эффестивность бизнеса за счет организации удаленной работы сотрудников.

Организация, использующая в своей работе виртуальную среду, может позволить себе значительное снижение затрат на основное производство за счет уменьшение арендной платы за офисные помещения в центре города, отсутствие необходимости оборудования офиса современной мебелью и оргтехникой и т.д., что снижает себестоимость продукции.

Персонал может выполнять свои обязанности находясь дома, используя свои домашний компьютеры, подключенные к главному серверу компании через интернет.

При правильной организации виртуального офиса, сотрудники смогут сообща решать поставленные задачи так же эффективно, как если бы они находилиь в одном офисе. 

Например, находясь дома можно участвовать в совещаниях, мозговых штурмах, корпоративном обучении, взаимодействовать с клиентами.

Красным цветом выделена главная идея параграфа. Она как бы говорит читателю, о чем вообще здесь будет идти речь. Второе предложение поясняет, как именно технологии могут повысить эффестивность за счет построения виртуальной среды. Третий параграф уточняет как именно выглядит виртуальная рабочая среда. Четвертый параграф показывает, какую выгоду она приносит. Пример завершает поддержку главной мысли, перечисляя конкретные варианты, как именно технологии могут упростить работу и, тем самым, повысить эффективность.

Здесь явно прослеживается тенденция к уменьшению значимости, конкретизации описания основной идеи в каждом последующем предложении параграфа.

Имеем цепочку: ТехнологияСнижение себестоимости за счет виртуальной среды - Виртуальная среда - Применение виртуальной среды - Конкретные примеры

Когда вы пишите эссе - старайтесь сначала выстроить такую цепочку, а потом обвешивайте ее словами. И не забывайте, что главная идея должна быть гораздо шире и выше, чем все остальное.

11. Ваша позиция должна быть четко обозначенной

Экзаменатор должен увидеть ваше отношение к тому, что вы пишите. Это особенно важно, если в задании испрашивается ваше мнение по поводу темы эссе, или вас просят привести релевантные примеры.

Можно написать пространное эссе, приведя в нем много контраргументов, который высказываются разными людьми. Однако, если вы не выскажите свое собственное четкое мнение, вы потеряете баллы.

12. Что думаете, то и пишите

Имейте в виду, что в эссе не может быть правильных и неправильных ответов. Это в Советском Союзе и, затем, в России считается зазорным иметь свое собственное мнение о проблеме, особенно, если оно не вполне совпадает с "правильным" мнением толпы. Резко отличающееся мнение иметь даже опасно. Поэтому мы обычно стараемся писать эссе обтекаемыми фразами, которые не выражают наше личное мнение, а скорее имеет тенденцию выглядить благопристойно, совпадая с общепринятым мнением по данному вопросу.

"Там" люди более толерантны и учитывают любое мнение, в какой бы разрез с общепринятыми нормами оно не шло. Например, однажды в своем эссе я написал, что считаю образование даже вредным для людей. Мотив: раньше народ был неграмотным, но люди бали добрее, честнее и было меньше безобразий. Удивительно, но за эти более чем вольнодумные идеи мне поставили 6.5 как обычно в последнее время.

Так что не бойтесь писать то, что думаете. По моему смелому предположению нестандартные подходы к теме всегда вызывают интерес и могут сыграть вам на руку. Экзаменаторы тоже люди и их тошнит от стандартных ответов. Сделайте ваше эссе запоминающимся.

13. Облегчите жизнь экзаменатору и он ответит взаимностью

злой экзаменатор после прочтения эссеСделайте ваш текст удобочитаемым. Пишите разборчиво, соблюдайте поля, четче ставьте знаки препинания. Когда экзаменатор будет читать ваш текст, он может или сделать это без напряжения, или может страшно возжелать порвать вашу писанину в мелкие клочки, поскольку вы не дали себе труд написать все разборчиво. Помните, экзаменатор - не робот. И еще, у него всегда есть возможность для маневра в пол-балла. Может прибавить, а может и убавить. Вы что выбираете?

14. В заключении немного о заключении

Даже моя супердлинная статья, которая скорее всего уже клонит вас ко сну, уже заканчивается. Все на свете имеет свое начало и конец. Однако концовка вашего эссе гораздо важнее того, как, например, я закончу свою статью. Отсутствие концовки сразу поставит крест на ваших усилиях, как бы блестяще вы не выстроили все остальное.

Однажды, когда я ходил на курсы по подготовке к IELTS в учебный центр, нас пугали такой басней. Экзаменатор отсчитывает 250 слов, отчеркивает и не читает остальную часть текста. Если до его черты он не увидит заключения, то более 5.0 вы никогда не получите.

ЧУШЬ СОБАЧЬЯ!!!!

Ничего он не отчеркивает! Никакие 250 слов он не отсчитывает! Что ему, делать что ли нечего?  Если бы так было, то мои эссе на 350-450 слов никогда не принесли бы мне даже 6.0. а я получал за них 6.5, а скоро с Божей помощью получу 7.0!

Здесь прежде всего надо сказать, что не имеет значение количество слов в вашем эссе (если их точно больше 250). Имеет значение логическое заключение, написанное отдельным абзацем и, как бы, подводящее черту подо всем вышеизложенным. Заключение - отличное место, где можно еще раз четко обозначить вашу собственную позицию, которая сложилась на основе того, что вы написали ранее.

Заключение в эссе должно быть!

Вот на этой оптимистичной ноте я хотел бы закончить свое повествование. Остается только ответить на язвительный вопрос, который мне задавали уже не один раз: "Почему же, если Вы знаете все эти правила, Вы до сих пор не написали на девятку?"

Ответ очень прост:

  1. Я до сих пор делаю глупые ошшибки в словах (например, слово "великолепно" могу написать как "excelent"). За каждую такую ошибку снимают баллы. 
  2. Я до сих пор не научился быстро выстраивать правильную структуру (я написал все это отчасти для того, чтобы самому лучше разложить все по полочкам).
  3. Я до сих пор не имею такого широкого словарного запаса, который есть у человека, окончившего английскую спецшколу или имеет опыт стажировки в среде. Напоминаю, я начал заниматься английским 1 мая 2008 года с абсолютного нуля).
  4. Я до сих пор не натренировался писать красивым почерком, а это тоже имеет значение.

И вообще, имейте в виду: как только я перепрыгну этот барьер 7.0 - поток этих статей на моем сайте прекратится. У меня будут другие дела и я перестану находить интересные идеи в изучения английского и подготовке к IELTS. Так что, пользуйтесь ситуацией, пока я не сдал :)


>>> Статья: Золотая формула удачного эссе (читать всем!)