Подготовка к IELTS Writing. Пример эссе. Разбор ошибок

Как писать эссе на IELTS. советыЯ уже давно собирался написать эту статью. Модуль IELTS Writing стал камнем преткновения для многих кандидатов. К сожалению, для некоторых этот модуль стал единственным барьером в получении заветных высоких баллов. Эта горькая чаша не миновала и меня самого. В то время как по другим модулям я получаю 7.5 - 8.0, я еще ни разу не смог дотянуться по Writing даже до семерки. Это очень обидно. С другой стороны, неудачи обычно подстегивают людей собирать и анализировать информацию, искать решения проблем. Вот что мне удалось найти за 3 года подготовки и во время многократных сдач IELTS.

Для того чтобы понять причину случившегося мне придется вернуться к самому первому экзамену IELTS, который я сдавал весной 2009 года.  Writing был самым провальным модулем из всех четырех. Я тогда получил 5.0. Почему это случилось?

Причин было несколько. Во-первых, сыграла некоторую роль моя самонадеянность. Будучи в состоянии писать статьи для своих сайтов, имея большой опыт преподавания, я понадеялся, что этого будет достаточно для написания простенького эссе (тогда мне еще требовались "шестерки"). Практика показала, насколько наивно надеяться на свое умение писать. Будь я даже профессиональным журналистом, и то вряд ли мне удалось бы дотянуться до шестерки по причинам, которые я озвучу чуть позже. Одним словом, одного "умения писать и излагать" тут явно недостаточно.

Однако более меня подкосила моя вторая оплошность. Те, кто сам сдавал IELTS и писал эссе, могут по-достоинству оценить мой "подвиг". Дело в том, что сначала я полностью написал и письмо и эссе на черновике, а потом уже начал переписывать все это на чистовик. И, как вы можете догадаться, не успел переписать все полностью. Причем, самое обидное, переписал почти все, кроме ЗАКЛЮЧЕНИЯ в эссе. А ведь это очень важный момент. Именно за его отсутствие оценки кандидатов рубят в капусту. Можете представить, с какой скоростью я строчил? Обидно!

В дальнейшем, осознав свою оплошность, я уже не писал на черновике, а строчил сразу в чистовик. Оценка стала выше - однажды я даже настрочил на "шестерку" и уже праздновал победу, однако, как я уже писал, ситуация изменилась и теперь мне нужно получить по всем модулям не менее "семи".

Надо сказать, что при самостоятельной подготовке к IELTS я как-то не очень обращал внимание на Writing. Я полагал, что если иметь хороший словарный запас и уметь писать без ошибок, то "семерка", как говорится, приложится. Однако время шло, я делал очередные попытки и неизменно получал свою любимую "шестерку".

В определенный момент пришло понимание, что, наверное, кроме собственно словарного запаса и орфографии с пунктуацией, есть еще что-то важное, что я упускаю из виду. Тогда я стаскался в специализированный магазин и купил умных книжек "оттуда" о том, как срубить голову Writing у дракона по имени IELTS. Чем больше я читал эти книжки, тем больше мне хотелось удавиться на месте. Оказывается, я делал все неправильно!

Начиная с этого момента я собираюсь рассказать вам, уважаемый читатель, о тех элементарных вещах, не зная которых и я сам и, наверное, многие другие кандидаты тоже, не смогут перепрыгнуть через "шестерку". Если вы готовитесь к IELTS, то почти наверняка сами знаете многое из того, что я тут напишу. Однако общение с другими кандидатами показывает, что далеко не все имеют четкое представление о том, по каким правилам надо играть, чтобы заработать высокую оценку за Writing. Поэтому, надеюсь, что моя статья сослужит добрую службу всем, кто выходит на бой с четырехголовым драконом, имя которому IELTS.

Как правильно писать эссе на IELTS Writing

Сначала поговорим именно об эссе, хотя на экзамене это - второе задание. Известно, что эссе более влияет на оценку, чем письмо или описание диаграммы. Поэтому некоторые кандидаты даже пишут сначала эссе, а потом переходят к немее значительному письму.

Не думаю, что это блестящая идея. По мне так лучше быстро расправиться с письмом, а потом, уже никуда не торопясь, "засесть" за вторую главную часть. Разумеется, это мое личное мнение, и я вам его ни в коем случае не навязываю. Во всяком случае, одна леди-репетитор, которая сама IELTS не сдавала, но к нему активно готовила, проповедовала именно этот обратный порядок написания частей модуля Writing. В теории она, может быть и права. Возможно, дома в спокойной обстановке, когда ты знаешь, что никто тебя не убьет, если ты задержишься на пяток минут, обратный порядок был бы оправдан.

Однако на реальном экзамене, где атмосфера сама по себе очень неспокойная, будет достаточно сложно, как говорится, "полностью отдаться" написанию хорошего эссе, если на окраине сознания будет постоянно точить мысль, что потом надо будет еще и письмишко нацарапать.

Так что, не знаю, как вы, а я решил не менять порядок следования частей.

Теперь позволю себе остановиться на очень важном вопросе, незнание которого будет стоить вам недобора одного, а то и больше баллов.

Структура эссе на IELTS Writing

Просто немыслимо, но когда я ходил на курсы по подготовке к IELTS (еще в 2009 году), нам об этом ничего не говорили, хотя этому вопросу следует уделять огромное внимание.

То, что я знаю о структуре сейчас, почерпнуто из книг, написанных самими экзаменаторами. Там они разъясняют, как именно нужно построить свое повествование, чтобы оно могло иметь шанс заслужить благосклонность экзаменатора на IELTS.

Чтобы было проще работать, хочу предложить разобрать типовую структуру эссе на конкретном примере. Я сам сегодня попытался написать образцово-показательное эссе (как выяснилось после, ничего особо показательного не получилось), и разобрать свои же ошибки для того, чтобы понять, что я делаю не так и чтобы вы не делали подобных глупостей. Вот примерная структура эссе:

пример структуры эссе на IELTS Writing

Не взыщите - это мой обычный почерк.  К сожалению, дело усугубилось тем, что писать пришлось на дипломате сидя в кресле. Надеюсь, вам удастся разобрать мои каракули.

Итак, прочитав топик - не торопитесь сразу что-то писать. Я, например, после прочтения топика сижу минут пять, просто думаю, перечитываю задание, снова думаю... С одной стороны, может показаться, что это глупо - нужно скорее писать! С другой стороны, иногда умные мысли приходят с небольшим запозданием. Дайте им шанс посетить вашу голову вовремя, иначе, когда вы уже напишите половину текста, переделывать что-то уже может быть очень поздно.

Затем рисуем такую таблицу. Разумеется на черновике :) говорят, что черновик никто не смотрит, так что в принципе, наверное, можно писать и по-русски. Не знаю, не пробовал и вам не советую. Вдруг на них все же смотрят.

IELTS Writing. Как писать вступление

Первая строка таблицы - вступление. Как написано в книгах, здесь необходимо "обыграть" тему эссе, то есть переформулировать ее своими словами. С одной стороны это кажется странным занятием. Ну зачем, скажите на милость, снова формулировать то, что уже есть в топике. С другой - такое требование вполне оправдано. Когда люди читают обычное эссе (я сейчас не про IELTS, а об эссе вообще), то они, как правило, не видят топика. Так что во вступлении надо обязательно написать, о чем, собственно, будет сие повествование.

К сожалению этого пояснения никто никогда мне не давал. Этого нет даже в книгах. На курсах по подготовке к IELTS была просто констатация факта, что надо перефразировать топик и получится вступление. Если бы мне еще тогда сказали то, о чем я написал в предыдущем абзаце, я бы действовал более осознанно и, кто знает, может быть удачное вступление было бы последней песчинкой на чашу весов, переместившей стрелку на отметку 7.0.

Некоторые горячие головы просто передирают слово в слово текст топика. Это фатальная ошибка. Надо суметь извернуться и написать вроде бы то же самое, но другими фразами. Здесь нелишними будут синонимы, умение изъясняться "своими словами", которые позволят избежать грубого повтора. На журналистском языке это называется "рерайтинг". Это когда берется статья, читается абзац за абзацем, и последовательно переписывается, но своими словами. Получается вроде бы та же самая статья, тот же набор мыслей, фактов, но все написано совсем иными фразами, оборотами. Одним словом - rewriting. Вот именно этим рерайтингом мы и занимаемся во вступлении.

Одно - два предложение, написанные своими словами в качестве освещения темы, и вступление к эссе готово!

Вы можете попробовать потренироваться в написании вступления. Возьмите 10 топиков. За 10-15 минут напишите 10 вступлений, состоящих из 2-3 предложений.

В умной книге написано, что иногда, особенно, когда об этом просят особо (как в вышеприведенном примере), можно высказать свое мнение по тематике эссе. Как видите в таблице, планируя вступление, я как раз и собирался так поступить.

Позвольте мне показать вступление, которое я написал к данному эссе. Только сейчас посмотрел на свой почерк как бы посторонним взглядом и понял, что писать надо аккуратнее. Хотя, может быть часть вины можно списать на цифровую ручку?

пример вступления к эссе. IELTS Writing

Возможно в самом начале не стоило применять такой замысловатый оборот, который я вычитал в книге Rich Dad Poor Dad Роберта Кийосаки. Может быть, следовало бы придумать что-то попроще. Однако, на мой взгляд, цель вступления достигнута. Чтобы это оценить, попробуйте представить, что вы не видели топика к эссе. Вам понятно из вступления, о чем пойдет речь?

Однако, если принять во внимание то, что слова "единственный" и "самый важный" не являются абсолютными синонимами, то суть топика получается искаженной. Насколько я ее изуродовал, решать вам и экзаменатору :)

IELTS Writing. Основная часть эссе

В моей таблице основная часть спланирована во второй и третьей строке. Строк, в принципе, может быть и больше. Что они обозначают?

В моем конкретном примере я использовал противопоставление образования другим факторам, которые могут повлиять на развитие страны. Если этого не сделать и все эссе посвятить только лишь одному образованию, то текст получится "водянистый", пространный. Вы рискуете не набрать минимум 250 слов.

Вообще, чтобы вы знали, эссе, как правило, пишется как результат какого-то размышления или исследования. Исследования при обычных обстоятельствах производятся со всех сторон, взвешиваются "за" и "против", учитываются разные подходы к проблеме и разные мнения о ней, высказываемые разными людьми.

Таким образом, практически всегда можно построить основную часть эссе, рассматривая альтернативные варианты, различные мнения и взгляды на проблему. Как известно, в природе и в социуме нет абсолютно на 100% хороших или на 100% плохих вещей, явлений и т.д. Любая монета имеет две стороны. Построив свое эссе на сталкивании противоречивых идей, приводя аргументы каждой стороны, можно вытянуть основную часть на 300-400 слов. 

У меня максимальная длина эссе на экзамене составила порядка 480 слов. Мне даже пришлось просить дополнительный лист ответов у экзаменатора. О том, насколько это хорошо или плохо, поговорим после.

Если нет каких-то других особенностей в топике, то формируем два-три параграфа, в которых обыгрываем тему с разных сторон. В моем примере будет два параграфа.

IELTS Writing. Как писать основную часть эссе

Здесь я подхожу к очень важному моменту! Оказывается, в самих параграфах тоже должна соблюдаться четкая структура. Если вместо нее будет какой-то сумбур, даже состоящий из вполне приятных, но разрозненных фраз, оценка будет снижена.

Итак, в каждом абзаце должна быть ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. Как правило, это самое первое предложение абзаца. Затем идет ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ МЫСЛЬ 1 (не знаю, как корректнее перевести слова supporting idea). Затем ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ МЫСЛЬ 2, затем 3, если требуется. В конце желательно иметь ПРИМЕР, подтверждающий правоту всего вышеописанного.

Вроде бы это просто и понятно. Вероятно, вы и сами знали об этом раньше. Однако, вся соль в том, что по значимости ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ МЫСЛЬ 1 должна быть важнее МЫСЛИ 2, которая, в свою очередь, важнее МЫСЛИ 3.

Получается некая воронка. В верхней части ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, внизу - ПРИМЕР, а между ними череда ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ МЫСЛЕЙ, которые являются логической лесенкой от важной главной мысли параграфа (очень общей и всеобъемлющей) к конкретному маленькому примеру. Именно по этой причине я переставил во втором параграфе науку на первое место: получилась логическая цепочка: наука - технологии - кооперация - пример Японии.

В моем первом параграфе имеется главная мысль, затем идут несколько поддерживающх, однако их не удалось проранжировать по значимости. Они имеют примерно равный вес. Пример отсутствует вовсе, хотя и был запланирован. Плохо! За такой параграф - 5.5! :(

Главная мысль подчеркнута красным. Возможно, некоторую положительную роль сыграют слова связки, которые имеются в начале каждого последующего предложения. Связки очень важны. Они позволяют плавно "сшить" мысли между собой. Такие слова как "следовательно", "разумеется", "несомненно" и т.д. или даже целые фразы "трудно поспорить с тем, что...", "Несмотря на то, что...", "нет никакого сомнения в том, что..." встречаются и в русской речи. Зачем мы их используем? Возможно, для того, чтобы сделать более плавный переход от главной мысли к второстепенной, затем к менее значительной второстепенной, и, наконец, к примеру. Не будь этих слов, наша речь стала бы в некотором роде механической, чисто научной, где, как известно, вольности вообще не допускаются.

Одним словом, слова связки в эссе обеспечивают так называемую когерентность - "coherence". Это взаимосвязь идей, которые вы излагаете. Это очень важно, показать, что вы владеете английским настолько, что способны строить комплексные предложения и связывать свои идеи между собой словами связками. Отсутствие этих слов даст экзаменатору почву для нездоровых мыслей относительно вашего владения языком.

Но мы-то теперь тоже не простачки. Мы ему тоже приготовим "пилюлю". Мало того, что мы вызубрим столько слов и фраз связок, сколько могут поместиться в наших дырявых головах, мы еще будем употреблять их уместно, в тему, и, более того, будем пристально следить за тем, чтобы не дай Бог не использовать одну и ту же связку дважды. Не дадим экзаменатору ни одного шанса усомниться в наших блистательных познаниях! :)

Переходим ко второму параграфу.

Здесь я пометил красным подчеркиванием главную мысль, маркером - связки. К сожалению, вынужден констатировать, что второй параграф получился еще более сумбурный, путанный. Связки, как видите, присутствуют далеко не везде. Пример вообще приводится настолько внезапно, что настоящий англичанин, читая мое художество, может вздрогнуть от неожиданности :)

Обратите внимание на то, как второй параграф отличается от первого по размеру. Считается, что это не очень хорошо. В идеале, обе точки зрения, которые вы освещаете в эссе, должны быть представлены примерно равнозначным объемом.

Напоминаю, что я не сидел сутки, раздумывая о том, как бы написать это эссе поизящнее, чтобы сразить всех вас наповал, а потом громко возмущаться, почему это такие злые экзаменаторы не ставят мне хороших оценок. Я написал его минут за 30 вечером дома при свете настольной лампы цифровой ручкой Атари (это такая штуковина, которая пишет как настоящая ручка обычным стержнем, но одновременно "запоминает" все, что я пишу с последующей возможностью перекинуть написанное в компьютер). То есть, примерно такой опус я обычно пишу и на экзамене. Разница заключается только в том, что дома я ничего не исправлял - показываю вам так, как написал сразу. На экзамене я пишу карандашом и потом начинаю подтирать ошибки, переписывать фразы более изящно, исправлять непонятный почерк...

Разбирая свое эссе по косточкам, я вообще прихожу к выводу, что мне даже завышают оценки за Writing из жалости. За такие убожества надо драть как сидорову козу!

Остается посмотреть на заключение и можно будет пойти и спокойно застрелиться:

Лучше было бы написать не так: In conclusion, (чтобы показать, что это действительно заключение) reflecting all mentioned facts and opinions, I have to ...    и так далее.

Итак, подведем печальный итог.

Плохая новость - сочинения у меня пока очень далеки от совершенства. 6.5 я получаю главным образом из-за соблюдения двух простых правил.

Правило 1. Писать гораздо больше, чем минимальные 250 слов. Как я уже упоминал ранее, мое обычное сочинение переваливает за 350 - 400 слов. Так что, если вы чуть-чуть не дотягиваете до заветных баллов и длина вашего эссе около 250 слов, нарастите длину, возможно, это решит вашу проблему.

Правило 2. Писать длинными предложениями и использовать длинные слова. C одной стороны, длинные составные предложения - это потенциальные ловушки, там можно без труда налепить ошибок. С другой, если написать их правильно, то это может положительно повлиять на оценку.

Хорошая новость: если писать не 30 минут, а 60, потратив первые 30 на обдумывание и планирование, то сочинение получается ГОРАЗДО лучше. Я пробовал, разница колоссальная. Отсюда вывод - больше тренироваться в написание именно эссе. Просто писать абы что, конечно, тоже полезно, но главным образом надо натаскать себя на быстрое построение правильной структуры и последующее неукоснительное следование ей.

Я уж не говорю о том, что спеллинг имеет значение, не говоря уже об аккуратности почерка.

На этом позвольте остановиться. В следующей статье обещаю поделиться перечнем советов по написанию эссе, которые я собрал из разных компетентных источников и которые возможно помогут вам набрать нужный балл.


>>> Статья: Золотая формула удачного эссе (читать всем!)